комплексное оснащение
детских садов и школ
Школьный формат
info@schoolformat-ekb.ru

Время работы пн-чт 8:00-16:30
пт 8:00-15:30

Екатеринбург, Бархотская, 1, литер М

Адрес и телефон (343) 369-50-75
(343) 369-31-91

Учебники Л.Г. Петерсон – в новом федеральном перечне

Петерсон.png


Исх. №5 от 26.03.2024 г.
Информационное письмо
Учебники Л.Г. Петерсон – в новом федеральном перечне. Возможности использования учебников и учебных пособий линейки Л.Г. Петерсон в 1–4 и 5–6 классах на базовом и углубленном уровне изучения математики»
Опубликован Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Далее – ФПУ). Согласно этому Приказу в Приложение 1 ФПУ включены линии учебников: Л.Г. Петерсон «Математика. 1–4 классы. Углубленный уровень» и Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика. 5–6 классы. Углубленный уровень».
К нам продолжают поступать вопросы о вариантах использования учебников и учебных пособий Л.Г. Петерсон в новом 2024/2025 учебном году, в том числе о возможности перехода на углубленное изучение математики в отдельных классах начальной школы и в 5–6 классах основной школы.
Ответим на наиболее распространенные из них:
1. На какие нормативно-правовые основания необходимо опираться при принятии решения о переходе на углубленный уровень изучения?
Возможность формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся прямо предусмотрена ч. 4 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – «Закон об образовании в РФ») и действующими ФГОС начального и основного общего образования (п.6.2 Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, далее – «ФГОС НОО», и п.5.2 Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287, далее «ФГОС ООО»).
Решение о формировании классов с углубленным изучением отдельных предметов принимается педагогическим коллективом образовательной организации на основании положений Закона об образовании в РФ и ФГОС с учетом имеющихся организационно-методических ресурсов, образовательных потребностей и интересов обучающихся, мнения родителей (законных представителей). Новая редакция ФПУ определяет, что линии учебников Л.Г. Петерсон «Математика. 1–4 классы. Углубленный уровень» и Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика. 5–6 классы. Углубленный уровень» допущены к использованию при реализации соответствующих образовательных программ.

2. Означает ли утверждение обновленного ФПУ, что работа по линейке учебников Л.Г. Петерсон будет возможна только в классах с углубленным уровнем изучения математики?
Нет, не означает. Все возможности работы по линейке Л.Г. Петерсон в статусе учебных пособий на базовом уровне, подробно описанные в Информационном письме Института СДП Исх. № 118 от 07.12.2022 г., в этом случае сохраняются.
3. Какие дополнительные возможности дает переход на углубленный уровень изучения математики?
Мы исходим из того, что решение о переходе на углубленные программы изучения математики в начальной и основной школе связано с несколькими объективными образовательными потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей):
• Расширение содержания образования и планируемых предметных и метапредметных результатов по сравнению с содержанием федеральной рабочей программы по математике начального и основного общего образования базового уровня, в том числе включение отдельных разделов олимпиадной математики;
Примечание. п.5. и п.6.1 Статьи 12 Закона об образовании в РФ определяет, что образовательные программы (далее – ОП) самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, а их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
• Увеличение количества часов на изучение математики по сравнению с федеральным учебным планом за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений и организации внеурочной деятельности (п. 25 ФГОС НОО и п.26 ФГОС ООО);
• Дополнительная подготовка и методическая поддержка педагогов, направленная на максимально эффективное использование методического ресурса учебников, учебных пособий, программ и заложенных в них методик и образовательных технологий.
4. Есть ли рекомендации, какие методические материалы можно использовать для нормативного и организационно-методического сопровождения формирования классов с углубленным уровнем изучения математики по линейке Л.Г. Петерсон?
Да, наряду с примерными рабочими программами по математике для 1–9 классов (инвариантная часть учебного плана, базовый уровень) мы разработали и обновили с учетом действующего нормативно-правового регулирования в качестве рабочих материалов для образовательных организаций:
• Концептуальные положения углублённого уровня изучения математики в 1–4 и 5–6 классах;
• Примерные авторские рабочие программы: «Математика. 1–4 классы. Углубленный уровень» и «Математика. 5–6 классы. Углубленный уровень», которые можно использовать как основу для формирования рабочих программ по математике ОО углубленного уровня изучения (или использовать в готовом виде);
Примечание. Минпросвещения России в письме от 16 января 2023 г. N 03–68 «О направлении информации» дополнительно разъясняет, что федеральные рабочие программы, в частности, по учебному предмету «Математика», могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных программ должны быть не ниже, чем в федеральных рабочих программах.
Дополнительно информируем, что во всех предлагаемых Институтом авторских рабочих программах по математике данное условие соблюдено.
• Примерные рабочие программы курсов внеурочной деятельности «Мир деятельности» и «Олимпиадная математика».
Одновременно, предлагаем вариант пакета методических и нормативных документов, разработанный рабочей группой ИМС «Учусь учиться», как основы для формирования ООП ОО и организации работы классов с углублённым уровнем изучения математики.
Краткие выводы.
1. Возможность формирования классов с углубленным изучением математики прямо предусмотрена действующими редакциями Закона об образовании в РФ и ФГОС;
2. ФПУ совместно со Статьей 18 Закона об образовании в РФ закрепляет статус линии учебников Л.Г. Петерсон «Математика. 1–4 классы. Углубленный уровень» и Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика. 5–6 классы. Углубленный уровень» для углубленного уровня изучения;
3. Использование учебников и учебных пособий Л.Г. Петерсон образовательной системы «Учусь учиться» возможно в обоих вариантах: и на базовом, и на углубленном уровне изучения – все зависит от содержания рабочей программы по математике и учебного плана конкретной ОО с учетом имеющихся ресурсов и образовательных потребностей обучающихся;
4. Мы полагаем, что даже дополнительный час в неделю на математику за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, является серьезным ресурсом углубления и роста ожидаемых предметных результатов, особенно у детей с относительно невысоким темпом усвоения математического содержания;
5. Одновременно, подключение курса внеурочной деятельности «Олимпиадная математика» может стать решающим фактором для вовлечения учеников в математическую культуру мышления и повышения их интереса к предмету.

Вы собираетесь заказать:








Нажимая "Заказать", даю свое согласие на обработку персональных данных